Предисловие.
Роль Святого Духа в спасении.
Когда Адам пал, он не просто вывихнул ногу. Он даже не получил сотрясения мозга - он умер. Принимая слова Бога такими, как они есть, мы вынуждены признать, что Адам умер. Ведь Бог сказал, что он умрет в тот день, когда вкусит плод с запретного дерева. Его тело сразу же начало стареть, в нем поселилось тление. Но по милости Бога Адам не умер сразу, а прожил более девятисот лет. Но Адам все-таки умер, хотя момент смерти растянулся на несколько столетий.
Духовная смерть, в отличие от физической, наступила мгновенно. Природа Адама испортилась, он оказался отчужденным от Бога. С тех пор каждый человек, приходящий в мир, рождается духовно мертвым (Еф. 2:1-3). Человек в естественном греховном состоянии не способен обратиться к Богу. У него нет даже желания быть спасенным, тем более он не может без особой помощи Бога раскаяться в грехах и уверовать в Христа. Сколько бы физически мертвого человека мы ни призывали ожить, он не будет реагировать на наши слова. В такой же ситуации находится не возрожденный человек: он не слышит духовных призывов и не понимает духовных истин.
Именно так представлял себе состояние человека Чарльз Сперджен. "Мы рождены во грехе и зачаты в беззаконии. В нас нет ничего доброго и нет склонности к праведности" (проповедь "Святой Дух - Великий Учитель"). "...Вера во Христа настолько идет вразрез с естественными склонностями человека, что уверовать - все равно, что плыть против течения, потому что поток воли и желаний человека прямо противоположен вере во Христа" ("Излияние Духа"). "Пока Дух не войдет в человека, он "мертв по преступлениям и грехам". Он не понимает Божьих истин, потому что они духовны и понимать их нужно духовно, а не обновленный разум плотского человека не обладает способностью проницать глубины Божьи" ("Святой Дух уподоблен ветру"). "По своей природе мы мертвы в отношении всего небесного и духовного" ("Обетование Духа").
Учение об испорченности человеческой природы определяло то, как Чарльз Сперджен понимал роль Святого Духа в спасении человека. И если говорить прямо, Сперджен верил в то, что без возрождающего воздействия Святого Духа грешник не способен обратиться к Богу. Читатель постоянно будет сталкиваться с этой мыслью в данном сборнике его проповедей.
"Никто никогда не научится истине, если не будет научен Духом. Никто не может познать Иисуса Христа, если не будет научен Богом", - говорит он уже в первой проповеди "Утешитель". В другой проповеди он описывает собственное обращение: "Как я обратился к Богу?...У истока всего стоял Бог, и Он был творцом моей веры" ("Святой Дух - Великий Учитель"). Когда Сперджен утверждает: "Он (Святой Дух) сделает так, что человек захочет быть спасенным Христом" ("Излияние Духа"), он имеет в виду, что если такое желание человеку дано, то оно обязательно приведет его ко спасению. А с другой стороны, без этого Богом данного желания обращение невозможно.
Во многих проповедях рефреном звучат следующие слова:
"На проповедниках обязательно должен пребывать Святой Дух. А иначе, даже если они будут обладать знаниями мудрых людей и красноречием Демосфена и Цицерона, Слово не проникнет к вам в душу".
О свободной воле он высказывается однозначно:
"Когда Святой Дух иссушил нашу праведность, то Он выполнил лишь часть работы: нужно уничтожить еще многое другое, и помимо всего прочего - хваленую силу воли. Большинство людей думают, что они смогут обратиться к Богу, как только решат сделать это. "Я волевой человек, - скажет кто-то, - и если я приму решение быть религиозным человеком, то стану им без особого труда". "Да о чем речь? - говорит другой, - наступит день, я исправлю все ошибки прошлого и начну новую жизнь". Но, дорогие слушатели, волевые решения плоти - это красивые полевые цветы, которые должны засохнуть. <...> Оказывается, наша воля противится всему доброму, и в нас не возникает естественного желания прийти ко Христу, чтобы иметь жизнь. <...> Наследники неба не от крови, не от желания плоти, не от желания человека, но от Бога родились" ("Иссушающее действие Святого Духа").
Что происходит вначале: обращение или возрождение? Эти события могут произойти почти одновременно, поэтому корректнее поставить вопрос иначе: является ли обращение следствием возрождения или его причиной? Поскольку человек духовно мертв, то Бог сначала должен возродить его, а только после этого он может с верой обратиться ко Христу и покаяться в грехах. Во второй главе Послания к Ефесянам апостол Павел не случайно сначала говорит о возрождении, а лишь потом - о вере. В такой же последовательности Иисус объясняет идею спасения Никодиму в третьей главе Евангелия от Иоанна: сначала должно родиться свыше, только после этого человек может увидеть Царство Божие и уверовать, чтобы иметь жизнь вечную.
Сперджен очень четко отвечает на вопрос, является ли возрождение причиной обращения, или возрождение следует после обращения. Обсуждая возможность человека возродить самого себя, он говорит:
"...только Бог способен обратить человека к Себе. В Писании обращенный часто называется новым творением. Если вы утверждаете, что можете сотворить сами себя, то не могли бы для начала сотворить муху? Сотворите комара или песчинку, и только тогда начинайте говорить о сотворении нового сердца. И то, и другое вам не по силам, ибо творение - дело Бога. Но если бы вы сотворили частицу праха или даже целый мир, то это вовсе не чудо по сравнению с вещью, которая создала сама себя. Разве такое может быть? Представьте себе, что вы не существуете. Как вы можете создать себя? Ничто не может произвести нечто. А как человек может пересотворить себя? Человек не может пересотворить себя в новое со стояние, ибо он не существует в этом состоянии. Его нет в духовном мире. <...>
Только Сам Бог может обратить человека" ("Излияние Духа").
Возникает закономерный вопрос, какой смысл призывать грешников к вере и к покаянию, если они не способны ни покаяться, ни уверовать? И не мешает ли учение о том, что обращению предшествует возрождение, в котором сам человек не принимает участия, ревностно проповедовать Евангелие? Отвечая на второй вопрос, надо указать на самого Сперджена, которому это учение совсем не помешало привести ко Христу своими проповедями тысячи человек.
Ответ на первый вопрос заключается в следующем. Как-то Иисус встретил похоронную процессию у ворот города Наина. На смертном одре несли юношу, единственного сына вдовы. Иисус остановил тех, кто нес гроб, и обратился к юноше с несколькими словами. Какой смысл было что-либо говорить мертвому юноше? Ведь он все равно не слышал и не мог откликнуться. Однако именно слова Христа стали тем средством, которое вернуло молодому человеку жизнь.
Так происходит во время проповеди Евангелия. Грешники не слышат, потому что они духовно мертвы, но Бог использует наши слова как средство возрождения человека. Сперджен говорит об этом так:
"Мы не просим вас захотеть. Мы рассказываем вам весть, веруя, что Святой Дух, действующий через нас, побудит вас желать спасения" ("Излияние Святого Духа").
С другой стороны, не возрожденный человек несет ответственность за свой отклик на евангельский призыв. Его неспособность уверовать и покаяться не снимает с него ответственности принять Христа. И если он отвергает призыв обратиться, то он несет полную ответственность за свое решение. Вот что говорит об этом Сперджен:
"Учение о всевластии Бога идет рука об руку с учением об ответственности человека <...> В этой одной из самых важных глав Библии, третьей главе Евангелия от Иоанна, мы находим две истины, настолько ярко выраженные, что кажется, будто, они написаны солнечным лучом. Более того, эти истины преподносятся нам в рамках одного целостного отрывка. Первая истина заключается в том, что для спасения необходимо верить в Господа Иисуса Христа и что всякий верующий в Него не судится. Это очень важное учение. Но в этой же главе Святой Дух подчеркивает необходимость нового рождения, преподнося учение о возрождении так же ясно, как и учение о спасении верой. Смотрите, как они совмещены: "Должно вам родиться свыше", но "дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную"; <...> Мы не должны возвышать одну из этих истин над другой, или позволять одной истине заслонить другую: обе они одинаково важны, ибо они открыты одним Духом и в равной степени необходимы для обретения вечного спасения" ("Небесный ветер").
Для Сперджена также очень важна идея о всевластии Бога, т.е. о неограниченном праве действовать в жизни творения так, как Он хочет. Святой Дух уподоблен в Писании ветру, и в первую очередь Сперджен видит за этим образом учение о том, что Святой Дух волен действовать так, как Он хочет. Это касается и возрождения. Никакими методами мы не можем гарантировать возрождение человека, поскольку не можем заставить Святого Духа совершить его. Святой Дух возрождает тогда и тех, когда и кого Ему угодно. Вот два примера из проповедей Сперджена:
"И разве наш Господь не указывает нам также на всевластие Духа? Ибо для чего еще Он сказал: "Дух дышит, где хочет"? У ветра есть воля, он поступает так, как ему угодно, и законы его движения человеку неизвестны <...> Глубокая мысль о том, что наше спасение находится полностью в руках Бога, должна смирять нас перед Ним" ("Святой Дух уподоблен ветру").
"...Святой Дух - Сам Бог, поэтому абсолютно свободен. Он действует по Своей воле в соответствии со Своими желаниями среди сынов человеческих. Один народ Он посетил, а другой нет, и никто не объяснит, почему. Почему далекие языческие земли лежат во мраке, а Британия освещена самым ярким небесным светом? Почему Реформация укоренилась в Англии и северной части Европы, в то время как в Испании и в Италии от нее не осталось и следа? Почему Святой Дух дует здесь, а не там? Не потому ли, что Он поступает так, как Ему угодно? "Кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею", - это заявление о божественном всевластии, о праве Бога поступать так, как Он захочет..." ("Небесный ветер").
Однако, по мнению Сперджена, мы не остаемся безучастными в деле возрождения людей. В одной из проповедей он делится своими соображениями о том, что можно сделать, чтобы и в наше время излился Святой Дух так, как в день Пятидесятницы. Он призывает уповать в проповеди только на Святого Духа, "а не на средства и посредников". Он также указывает на необходимость почтить Святого Духа. В другом месте он говорит так:
"Если мы искажаем Его слово, удерживаем часть истины, не стремимся быть верными, то не можем ожидать благословений Святого Духа. Но если мы с любовью учим о Христе распятом и провозглашаем благодать Божью во всей ее полноте, Святой Дух обратит внимание на проповедь истины и наполнит ее божественной силой. Я не утверждаю, что это правило работает всегда, что не бывает исключений, но я уверен: оно нарушается крайне редко. Святой Дух практически неизменно благословляет проповедь истины обращением душ ко Христу" ("Небесный ветер").
Важно также отметить, как Сперджен представлял себе порядок действия Святого Духа при спасении человека. Спасение человека, как правило, начинается с осознания греха. Эта, казалось бы, простая мысль имеет важное значение с практической точки зрения. Бессмысленно проповедовать человеку спасение, принесенное Христом, пока он не увидел грехов, от которых надо спастись. Поэтому проповедь о грехе является неотъемлемой частью провозглашения Евангелия.
Но новизна мысли Сперджена для нас заключается в другом. Он утверждает, что Святой Дух дает человеку не только осознание греха, но обличает его в грехе, что влечет за собой мучительное ощущение своей вины перед Богом. Прежде чем человек обратится к благодати, он должен не только понять, но почувствовать тяжесть греховного бремени. Другими словами, радостному принятию Христа предшествует состояние душевной угнетенности, вызванное сожалением о грехах. Эта идея блестяще развита в проповеди "Иссушающее действие Святого Духа":
"Какое иссушающее и умерщвляющее действие Святого Духа пережили некоторые служители Божьи! Посмотрите на Джона Буньяна, как он описывает себя в "Изобилующей благодати"! Много месяцев и даже лет понадобилось Святому Духу, чтобы поставить крест на всем том, что принадлежало прежнему Буньяну и чтобы по благодати он стал новым человеком... Может быть, эти мучения не были такими продолжительными в вашей жизни, но каждый из вас в свое время умер для греха, закона и своего "я".
Любому христианину важно знать, что грешник, ищущий Бога, может находиться в таком мучительном состоянии, иначе он не сможет утешить и ободрить его. Конечно, Бог может обратить человека к Себе и без сурового обличения в грехе. Сперджен признает это: свобода действий Бога для него важнее всего. Однако, рано или поздно человек придет к осознанию своей испорченности. По мнению Сперджена, лучше, если это произойдет раньше:
"Такое действие Духа на человека может заставить его плакать, но все же без него нельзя. Я считаю, что люди, которые, обращаясь ко Христу, много переживают из-за такого обращения Святого Духа с ними, должны быть особенно благодарны Богу, ибо их жизненный путь будет намного светлее и счастливее. По моим наблюдениям, люди, пережившие легкое обращение и пришедшие ко Христу со слабым представлением о своей испорченности, должны будут увидеть свою греховность позже, и, как правило, долгое время они остаются младенцами во Христе и с большим трудом решают проблемы, которые бы они даже не заметили, если бы их первоначальное обращение к Богу было более основательным."
Этим не исчерпывается перечень тех интересных и даже новых для нас учений о Святом Духе, которые содержатся в этом сборнике проповедей Чарльза Сперджена. Читатель найдет объяснение того, что значат реки воды живой, текущие из чрева верующего, почему Иисусу лучше было уйти и послать вместо Себя Духа, как связано служение Бога Сына и Бога Святого Духа и многое другое.
Но, наверное, самый главный урок, который читателю предстоит извлечь из этого сборника проповедей, заключается в следующем. Проповедник Евангелия должен во всем зависеть от Святого Духа. В редкой проповеди (не только о Святом Духе) Сперджен не взывает к Святому Духу, чтобы Он явил Свою силу. Практически всегда, перед тем как перейти к основной части беседы, он предупреждает своих слушателей, что надеется на успех лишь в том случае, если Святой Дух будет благословлять его слова. Упование на Святого Духа не означает, что проповедник не должен готовиться к проповедям и надеяться на какое-то вдохновение непосредственно за кафедрой. Сперджен был категорически против такого подхода к служению. Однако реальность присутствия Духа Святого в Церкви дает служителям Божьим необычайную смелость. Они не только не унывают, но до конца жизни стремятся к великим целям.
"Не кажется ли вам, что, когда мы ожидаем только маленьких благословений, мы ведем себя так, словно Дух Господень умалился? Я с огромной радостью наблюдаю за тем, как триста-четыреста человек ежегодно обращаются к Богу и присоединяются к нашей церкви. Это происходит уже много лет. Но если бы я сказал, что это все, на что способен Дух Божий, я бы умалил Его. Если несколько десятков человек обратилось в воскресной школе ... и вы решили, что достигли вершины успеха, я должен задать вопрос: "Разве умалился Дух Господень?" <...> Давайте будем верить, что Дух Божий может спасти целый приход, город, может поставить Лондон с ног на голову. О, пусть Господь увеличит возможности нашей веры! "По вере твоей да будет тебе..." Но у нас, к сожалению, шестипенсовая вера, и когда мы получаем столько, сколько ей соответствует, то думаем, что стали богатыми, но на самом деле богатые недра неописуемой благодати Божьей остались нетронутыми. О, если бы у нас была вера, чтобы овладеть ими!" ("Разве умалился Дух Господень?")
Дальше