"Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой" (Деяния 16,31).
Когда народ Израильский поселился в земле Ханаанской, Бог постановил, чтобы они отделили определенные города и назвали их городами убежища, куда убежав, человекоубийца мог бы оставаться в безопасности. Если он непреднамеренно убил кого-то, то мог сразу же бежать в город убежища; и если он успевал войти в ворота города до того, как мстящий за кровь догонит его, он был в безопасности. Раввины говорят, что раз в год, а то и чаще, власти той местности проверяли дороги, ведущие к этим городам: убирали все камни и принимали всесторонние меры предосторожности, чтобы на пути не было преткновений, из-за которых беглец мог бы упасть или которые каким-то образом могли бы задержать его на спешном пути. Более того, мы узнали, что везде вдоль дорог стояли указатели с разборчиво написанным на них словом "убежище", и верим, что это предание основывается на фактах. Это делалось для того, чтобы беглец, придя к распутью, ни на мгновение не сомневался в том, которая из дорог ведет к убежищу. Увидев хорошо известное слово "убежище", он бежал дальше, пока не достигал окрестностей города, где сразу оказывался в полной безопасности.
Бог приготовил город убежища для сынов человеческих, и путь к нему - через ВЕРУ В ХРИСТА ИИСУСА. Я намереваюсь идти по этой дороге, и благодатью Божьей удалять любые помехи, которые сатана положил на пути.
Таким образом я пояснил причину, почему дух побуждает меня сделать сегодня этот обзор.
Путь в небо, братья мои, лежит ЧЕРЕЗ ВЕРУ В ХРИСТА ИИСУСА
Невозможно спастись добрыми делами, хотя люди и понесут осуждение за плохие поступки, если не уверуют в Христа. Ничто из совершенного человеком не может спасти его. Хотя ходить путями Божьими и хранить Его заповеди и будет вашей сладостной привилегией после того, как вы получите спасение, все же все попытки исполнять заповеди без веры только глубже затянут вас в трясину и никак не посодействуют вашему спасению. Единственный путь к Небу - через веру в Христа. Или, чтобы выразиться еще проще, существуют, как сказал крестьянин, только два шага в небо: из себя в Христа и из Христа в небо. "Верить" объясняется просто - полагаться на Христа. Я нахожу, что Христос повелевает мне верить в Него, или доверяться Ему. Я чувствую, что во мне самом нет основания, дающего мне право полагаться на Него. Но Он приказывает мне делать это. Поэтому, совершенно не считаясь со своим характером или чувствами, без всякой подготовки я повинуюсь приказанию и, будь что будет, доверяюсь Христу.
Поручить свою душу в руки Христа - вот сущность веры. Верить - значит принять Христа разумом и волей, отдать Ему все, признать, что Он для меня все во всем, и согласиться в дальнейшем быть ничем. Верить - прекратить надеяться на творение и прийти к Самому Творцу. Верить - значит перевести взгляд с себя на Христа, полностью отвратившись от всего доброго, что есть во мне, и ждать всякого благословения от тех отверстых ран, от того сердца, истекающего Кровью, от того чела, увенчанного терновым венцом, от Того, Кого Бог сделал "умилостивлением за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира".
Описав таким образом путь, я приступаю к настоящему делу: устранению встречающихся камней.
I. Весьма распространенное препятствие на пути души, желающей спастись,- это
ВОСПОМИНАНИЯ ПРОШЛОГО
"О,- говорит грешник,- я не осмеливаюсь прийти ко Христу, потому что в прошлом мои грехи были весьма отвратительны. Я не простой грешник, я отличаюсь от прочих грешников чудовищностью своего греха. Я получил наивысшую степень в колледже дьявола и стал магистром Велиара. Я научился сидеть в собрании развратителей и научил других восставать против Бога". Ты вспоминаешь свои богохульства и говоришь: "Могу ли я, осмелюсь ли довериться Тому, Кого проклинал?" И перед тобой встают твои прежние страсти: полуночные грехи заглядывают тебе в лицо, обрывки похотливой песенки вопят в ухо твоей бедной, отягченной грехом совести. И все твои грехи, поднимаясь, кричат: "Иди прочь, проклятый! Иди прочь! Ты нагрешил ся до такой степени, что для тебя нет благодати! Ты осужден! Отойди! Для тебя нет надежды, нет милости!"
Теперь позволь мне во имя Бога и с Его помощью убрать этот камень преткновения с твоего пути. Грешник, я говорю тебе, что все твои грехи, как бы много их ни было, не могут погубить тебя, если ты веруешь в Господа Иисуса Христа. Если ты сейчас просто доверишься заслугам Иисуса, то "...если буДУТ грехи твои как багряное - как волну убелю". "Только веруй ". Осмелься поверить, что Христос может всегда спасать приходящих через Него к Богу. Поверь Его словам, уверуй в Него. У тебя есть все основания делать это. Помнишь, написано: "Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха ". Если бы твоих грехов было в десять тысяч раз больше, Кровь Христа все равно смогла бы искупить их. Только дерзни поверить этому. Теперь с дерзновенной верой доверься Христу. Если ты послушаешься Бога и верой примешь Христа, то слово Самого Бога - гарантия того, что твоя вера будет вознаграждена и ты обнаружишь, что все множество твоих грехов прощено тебе. Однажды ты станешь рядом с Савлом из Тарса и с женщиной, из которой Христос изгнал семь бесов. Вместе с разбойником ты воспоешь любовь Божью, вместе с Манассией возрадуешься о Том, Кто силен смыть самый ужасный грех. О, я молю Бога, чтобы в этой великой толпе был и тот, кто сегодня скажет в сердце своем: "Вы описали меня. Я чувствую себя самым безнадежным грешником, но я дерзну; я уверую в Христа, в Него одного". Если ты сделаешь это, я от имени Бога обещаю, что Он пребудет верен тебе и верен Своему Сыну, ибо никогда еще не погиб грешник, который отважился поверить в драгоценную Кровь Христа.
Теперь позвольте мне попытаться поднять и выбросить еще один камень преткновения.
II. "О, я не знаю, верую я или нет,- говорит бедная душа.- Иногда я верую, но
У МЕНЯ ТАК МАЛО ВЕРЫ
И мне кажется, Христос не может спасти меня". И опять ты смотришь на себя. Это заставило многих споткнуться и упасть. Я молю Бога, чтобы мне убрать этот камень преткновения с твоего пути. Бедный грешник, помни, что тебя спасает не сила твоей веры, а ее реальность. Более того, тебя спасает даже не реальность твоей веры, а предмет твоей веры.
Бели ты возложил свою веру на Христа, то хоть сама по себе она всего лишь ниточка не толще паутинки, она удержит твою душу и во времени, и в вечности. Ибо помни: надежность цепи веры не в ее толщине, а в прочности якоря; именно он удержит твой корабль даже в самую ужасную бурю. Вера, спасающая человека, иногда так незначительна, что сам человек не может ее видеть. Горчичное зерно меньше всех семян, и все же, если у тебя столько же веры, ты - спасенный человек.
Вспомни, что сделала бедная женщина. Она не подошла и не ухватилась за Христа руками, она не обхватила Его колени; она протянула палец и прикоснулась - нет, не к ногам Христа или даже к Его одежде,- только к краю Его одежды - и исцелилась! Если у тебя так же мало веры, старайся умножить ее, но все же не забывай, что она спасет тебя. Помни; малый ребенок принадлежит к человеческому роду так же, как и самый большой из великанов;
младенец в благодати - такое же чадо Божье, как и человек, сильный в вере, который может сразиться со всеми великанами на пути. Даже в младенчестве своей благодати ты можешь быть наследником Неба в той же мере, в какой ты будешь им, когда возрастешь в полный возраст христианина и станешь совершенным человеком во Христе Иисусе. Я говорю тебе, что важна не сила твоей веры, а предмет твоей веры. Кровь, а не иссоп. Не рука, помазавшая перекладину дверей, а кровь охраняет израильтянина в день отмщения Божьего. Пусть этот камень преткновения будет убран.
III. "Да,- скажет некто,- думаю, иногда у меня есть немножко веры, но
У МЕНЯ ТАК МНОГО СОМНЕНИЙ И ТРЕВОГ
Каждый день я прихожу к мысли, что Иисус Христос не умер за меня, или что моя вера неискренна, или что я никогда не пережил возрождающего действия Святого Духа. Скажите мне, могу ли я быть истинным верующим в Христа, если у меня возникают сомнения и беспокойства?" Мой ответ таков: в Писании нигде нет таких слов: "Кто будет веровать, но при этом к его вере будут примешаны сомнения, тот осужден будет". Напротив: "...кто будет веровать, спасен будет", даже если веры очень мало и ее сопровождает много сомнений и страхов.
Помнишь ту памятную повесть о нашем Спасителе, когда Он со Своими учениками находился в лодке? Бушевал ветер, лодка раскачивалась из стороны в сторону, мачта напряглась, паруса разорвались, а бедные ученики исполнились страхом: "Господи! спаси нас, погибаем". Здесь налицо сомнения. Что сказал Иисус, когда укорил их? "Что вы так боязливы", неверные? Нет, "маловерные". Итак, среди множества сомнений может быть немножко веры.
Знаешь ли ты, что сомнения и тревоги до последнего посещают и самых лучших из чад Божьих? Посмотри на такого человека, как Джон Нокс. Вот человек, который мог смело переносить неодобрение мира, который обращался к царям, как царь, и не боялся никого из людей; и все же на смертном одре он беспокоился о том, во Христе ли он, потому что впадал в искушение полагаться на самоправедность. Если у такого человека возникали сомнения, смеешь ли ты надеяться прожить без них? Если самые выдающиеся святые Божьи тревожатся, если сам Павел усмиряет свое тело, чтобы не оказаться недостойным, то как можешь ты рассчитывать на безоблачную жизнь? О мой дорогой друг, оставь мысль, что множество твоих сомнений опровергает непреложность обетования. Снова веруй; отбрось все сомнения; полагайся на Иисуса безоглядно. Ты не можешь погибнуть, ибо Его честь порукой спасения каждой верующей в Него души.
IV. "Ах,- говорит иной,- но вы еще не сталкивались с моими страхами". Когда я только познал Спасителя, я определенным образом проверял себя и этим часто ставил камни преткновения на своем пути. Это позволяет мне понять любого из вас, кто делает то же. Иногда я поднимался в свою комнату и, проанализировав себя, говорил:
Я БОЮСЬ УМЕРЕТЬ
Если мне суждено внезапно умереть в своей комнате, могу ли я сказать, что с радостью закрою глаза? Часто бывало, что я не мог честно сказать "да". Я чувствовал, что смерть - очень серьезная вещь. Ах, тогда я говорил: "Я не уверовал в Христа! Если бы я уверовал в Господа Иисуса, я не боялся бы смерти и был бы вполне уверенным".
Я не сомневаюсь, что здесь присутствуют многие, кто говорит: "Я не могу следовать за Христом, потому что боюсь смерти; я не могу веровать, что Иисус Христос спасет меня, потому что трепещу при мысли о смерти". Я вспоминаю, как мой престарелый дедушка однажды сказал незабываемую для меня проповедь. Он проповедовал на стих: "Бог же всякой благодати..." Описывая разные виды благодати, посылаемые Богом, он после каждой из них повторял заинтриговавшую все собрание фразу: "Но существует один вид благодати, который вам не нужен". После каждой мысли следовало: "Но существует один вид благодати, который вам не нужен". А потом он закончил словами: "Вам не нужна благодать для смерти, пока вы живы, но вы получите эту благодать, когда она вам понадобится". Не ожидай благодати для смерти, пока она не понадобится, а когда придет то время, будь уверен, что получишь достаточно благодати перенести ее. Отбрось же этот камень преткновения. Уповай на Христа, верь, что живой Христос поможет тебе и в час смерти.
V. Другое очень мучительное затруднение для многих ищущих душ - это: "Я бы уверовал в Христа, но
Я НЕ ИСПЫТЫВАЮ РАДОСТИ
Я слышу, как дети Божьи благозвучно поют о своих привилегиях, как они говорят, что побывали на вершине Фасги и увидели обетованную землю - волнующую перспективу грядущего мира; но, увы, моя вера не приносит мне никакой радости. Я надеюсь, что имею веру, но в то же время не испытываю ни одного из этих восторгов. Мои земные переживания угнетают меня, а иногда мне кажется, что мои духовные скорби больше, чем я могу выдержать".
О бедная душа, позволь мне убрать этот камень с твоего пути. Вспомни, написано не "Кто будет радоваться, спасен будет", а "Кто будет веровать, спасен будет". Вскоре твоя вера наполнит тебя радостью; но она так же сильна спасти тебя и тогда, когда не доставляет тебе радости. Посмотри на многих детей Божьих, как они печалились и скорбели! Я знаю, что им не следовало это делать. Это - их грех; но все же это такой грех, который не уничтожает действенность веры. Вера продолжает жить, несмотря на все скорби святых, и Бог продолжает быть верным Своему обетованию. Помни: тебя спасают не чувства, а вера. "Ибо мы ходим верою, а не видением" (2Кор. 5,7). Вера не перестает оправдывать даже тогда, когда я чувствую, что моя душа холодна, как айсберг, тверда, как скала, и грешна, как сатана. Вера торжествует среди скорбей и переживаний так же, как среди радостных чувств; ибо тогда, стоя в одиночку, она подтверждает могущество своей силы. Веруй, дитя Божье, веруй в Него и не ищи чего-либо в себе.
VI. Далее, многие отчаиваются потому, что У НИХ ВОЗНИКАЮТ БОГОХУЛЬНЫЕ МЫСЛИ
И здесь я могу от сердца посочувствовать многим. Я помню некий узкий и кривой переулок в одном небольшом городке, по которому я однажды шел, когда искал Спасителя. Вдруг в моем сердце пронеслись самые страшные проклятия, какие можно себе представить. Я закрыл уста рукой, чтобы не произнести их. Насколько я знаю, я никогда прежде не слыхал таких слов и уверен, что от юности своей никогда не произносил ни одно из них, так как я никогда не богохульствовал. Но они жестоко преследовали меня. На протяжении получаса самые страшные проклятия проносились в моем уме. О, как я стонал и вопил к Богу! Тогда искушение прошло;
но спустя несколько дней оно возобновилось снова. Когда я молился или читал Библию, эти богохульные мысли атаковали меня с большей силой, чем когда-либо. Я рассказал об этом одному набожному старцу. Он сказал мне: "О, многие люди Божьи испытали это до тебя. Но,- добавил он,- ненавидишь ли ты эти мысли?" - "Да",- искренне ответил я. "Тогда они не твои; обходись с ними так, как прежде церковные приходы поступали с бродягами: высеки их и отошли назад в их приход. Так поступай и ты. Стенай от них, кайся в них и отсылай их назад к дьяволу, их отцу, которому они принадлежат,- они не твои".
Теперь, бедная душа, невзирая на все эти богохульные мысли в твоей душе, дерзни уверовать в Христа. Даже если бы эти мысли были богохульнее всего того, что ты когда-либо слыхал, прими Христа верой, положись на Него. Мне сказали, что слон, проходя по мосту, проверяет бревна ногой, выдержат ли они его. Даже если ты считаешь себя таким большим грешником, как слон, перед тобой мост, достаточно прочный для тебя, даже со всеми твоими мыслями: "Всякий грех и хула простятся тебе". Брось это в лицо дьяволу и доверься Христу.
VII. Еще один камень преткновения, и я закончу. Есть люди, которые говорят: "Я бы уверовал в Христа как Спасителя, ЕСЛИ БЫ ВИДЕЛ, ЧТО МОЯ ВЕРА ПРИНОСИТ ПЛОДЫ
Но когда я хочу делать доброе, прилежит мне злое". Извините, что в качестве иллюстрации я всегда привожу свои чувства, но мне кажется, что когда я проповедую находящимся в переживаниях грешникам, свидетельство о собственных переживаниях обычно сильнее всякой другой иллюстрации, которую можно отыскать. Верьте мне: говорить о том, что я сам испытал, меня заставляет не самомнение, а простое желание быть понятным вам. В первое воскресенье после моего обращения ко Христу я посетил методистскую церковь. Проповедь была на стих:
"Бедный я человек! - кто избавит меня от сего тела смерти?" За прошедшую неделю я как раз к этому пришел. Я знал, что уверовал в Христа, и, находясь в том доме молитвы, знал, что моя вера возложена только на искупительную жертву Спасителя. Но меня угнетало сознание того, что я не мог быть таким святым, каким желал бы. Я не мог жить не греша. Когда я поднимался поутру, я намеревался воздерживаться от всякого резкого выражения, нечистой мысли или взгляда. Но я пришел в церковь, истомленный тем, что "когда хочу делать доброе, прилежит мне злое". Я знаю, что Павел был христианином; я знаю, что чем больше христиане смотрят на себя, тем больше им приходится стенать, потому что они не могут быть тем, чем хотят быть.
Как, ты не уверуешь в Христа, пока не станешь совершенным? Тогда ты никогда не уверуешь в Него! Ты не доверишься дорогому Иисусу, пока не избавишься от всех грехов? Тогда ты никогда не доверишься Ему! Я знаю одного человека, который считал себя совершенным, и этот человек был горбатым. Я укорил его за гордость, сказав: "Конечно, если бы Господь дал тебе совершенную душу, Он дал бы и совершенное тело, в котором ее носить". В этом мире нет совершенства. Твое дело - уверовать в Христа. Ты не должен полагаться ни на что, кроме Крови Христа. Уверуй в Него - и будешь в безопасности. "Верующий в Сына Божия имеет жизнь вечную".
Я хочу сделать эту дорогу такой прямой и очищенной, какой только может быть магистраль между двумя городами. Грешник, ничто не может лишить тебя права уверовать в Христа. Ты открыто приглашен прийти на брачный пир. Стол накрыт, и приглашение отдано. У двери нет швейцаров, которые бы не впустили тебя, никто не попросит тебя показать входной билет.
Лучшими своим стараньем
В мире этом вам не быть;
Хочет Он, чтоб вы нуждались
И пришли к Нему просить.
И Он даст вам Духа, чтобы вас водить.
Я даже готов пасть на колени и, как бы Бог увещевал вас чрез меня, от имени Христова просить: примиритесь с Богом (2Кор. 5:20).
И это примирение выражается в том, "чтобы вы уверовали в Господа Иисуса Христа, Которого Он послал", чтобы вы доверились Христу. Вы понимаете меня? Нужно только отдаться Ему; не следует полагаться ни на что, кроме того, что Он совершил. Вы должны спастись, вы не сможете погибнуть, если полностью отдадитесь Христу и сбросите у Его ног всю ношу своих грехов, сомнений, тревог и переживаний.