"И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову, а женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос" (Иоанна 4,39-42).
Где бы ни встречалась вера, она - дар Божий. Она - растение, которое никогда еще не возникало самопроизвольно на почве грешной человеческой природы. Малая ли, великая ли вера - она одинаково божественного происхождения. И где бы она ни находилась: в ребенке благочестивых родителей, который воспитывался с величайшей заботой, или в человеке, вся прежняя жизнь которого прошла в самом ужасном грехе,- она равно является плодом Духа и действием Божьей благодати. Этот факт меня весьма ободряет: если для того, чтобы вселить веру в сердце, которое выглядит более благосклонным, нужна сила Бога, то не нужно ничего большего для того, чтобы поселить и сохранить веру в душе, которая кажется вообще не готовой принять ее.
Окинув взглядом карту Палестины, можно было бы сказать, что Самария, наверное,- самое невероятное место во всей стране, где можно было бы рассчитывать найти последователей Господа Иисуса: ведь в преддверии прихода туда Христа там можно было найти предрассудок, что самаряне не уверуют в иудея. Они даже не слушали иудеев; поскольку иудеи не общались с самарянами, последние отвечали им взаимностью и не общались с иудеями. Но именно среди самарян, последователей смешанной веры, возникшей на почве иудаизма, Христос нашел большое число последователей.
Мои братья, имейте мудрость идти сначала в те места, где, кажется, наименее вероятны обращения. Часто вы обнаружите, что Бог судит не так, как человек. Человек смотрит на лицо, а Бог, видящий сердца человеческие, может видеть полную готовность там, где мы полагаем, что ее нет совсем. Господь знает, что почва, в которую посеяно семя Царства, может быть наиболее подготовлена для плодоношения даже тогда, когда мы воображаем, что она никак не может вознаградить наши труды. Если вера - это дело Бога и вещь сверхъестественная, как она, конечно, и есть, то мне ли и тебе судить о ней по внешним показателям?
Мой брат, ты можешь идти и говорить, каким бы слабым ты себя ни чувствовал, потому что семя очень мало обязано руке, сеющей его. Ты можешь пойти, мой брат или сестра, и засевать те поля, которые считаешь неплодородными, этим драгоценным семенем, потому что семя, в конце концов, очень мало обязано почве. Бог может заставить его взойти, как росток из сухой земли. Как в древности Он извел воду из скалы, а елей - из твердой скалы, так Он может произвести урожай для Своей славы там, где все кажется абсолютно бесплодным. Если это - работа Божья, давайте не сомневаться и менее всего падать духом. Отдадим же себя в Его руки, чтобы Он использовал нас, где Ему угодно, ибо мы не знаем, где Он больше всего прославит имя Свое посредством нашего слабого содействия.
Я намереваюсь говорить о вере, о том, как она пришла к этим самарянам. Обратим внимание, во-первых, на провозглашение веры: "Уже веруем"; во-вторых, н& рождение веры - где она родилась; в-третьих, на рост веры, ее Назарет, потому что, согласно стиху, она возрастает и, развиваясь, продвигается вперед: "Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали". Я озаглавил эти три раздела для того, чтобы вам легче было запомнить их.
I. Во-первых, я обращаю ваше внимание на ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ ВЕРЫ. Вот оно, в стихе 42: "Уже ...веруем".
Искренняя вера из-за боязни может малое время скрываться. Возможно, любовь к плотским удобствам также заставляет некоторых скрывать свою веру в Христа. Но сделать свое присутствие видимым и ощутимым - вполне присуще вере. Так же, как у Христа было, как наши англиканские друзья называют, Богоявление, когда Он открыл Себя людям, так и вера, хотя некоторое время может быть спеленатой, положенной в ясли и оставленной в хлеву, она должна проявиться, и люди должны увидеть ее. Никодиму и Иосифу из Аримафеи удавалось около трех лет в значительной мере скрывать свою веру. Время от времени свеча прожигала дыру в сосуде, потому что они не могли полностью упрятать огонь, пылающий в них. Но когда Иисус умер, тогда открылись мысли многих сердец и эти двое мужчин ясно выделились как Его открытые исповедники. Они не могли не поступить так: наступил случай, когда их вера должна была открыться и своими действиями они должны были заявить: "Уже мы веруем".
Наш Господь всегда ставил рядом со спасающей верой долг исповедания этой веры. Вот Его собственные слова: "Кто будет веровать и креститься, спасен будет". А Павел, водимый Святым Духом, писал:
"Если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься; потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению". Христос не любит косноязычную веру, Он не хочет, чтобы она была немой. Он хочет, чтобы она всегда прославляла своего Господа, от Которого зависит. Итак, эти самаряне, уверовав в Иисуса, должны были исповедать свою веру, и они сделали это, сказав: "Уже веруем".
Возможно, дорогие друзья, им было несколько трудновато; я полагаю, что сказать: "Уже веруем" им было не совсем просто, потому что прежде они пережили период сомнения. Очевидно, эти люди не приняли свидетельство женщины, хотя и не все. Они выслушали его и были достаточно тронуты, чтобы пойти и увидеть Учителя, о Котором она говорила; но свидетельство не привело их к вере. Возможно, они даже спорили с ней и выдвигали возражения (я не скажу:
увертывались); но наконец, к ее огромной радости, они сказали ей: "Уже веруем". Мы выбрались из того замешательства и смущения, в котором были, мы оставили мрак, сомнения и затруднения и "уже веруем".
Был ли кто-либо из вас, дорогие друзья, годами увлечен выдумкой, что вы неверующий? Старались ли вы создать какую-то умозрительную веру в то, что вы агностики? Я думаю, это любимое слово тех, кто гордится тем, что несведущ или невежда. Пытались ли вы поддерживать в своем уме идею, что ваш скептицизм - нечто весьма замечательное, при этом все время - я не сомневаюсь - веря намного больше, чем были готовы признать, веря и все время дрожа? Закончили ли вы эту нелепую игру и уверовали ли теперь в Господа Иисуса Христа как своего личного Спасителя? Если да, то не стыдитесь сказать: "Я уже верую".
Вам придется взять назад свои слова - так берите же их назад. Вам придется сильно унизиться при встрече со старыми друзьями - так унижайтесь же; в этом вам вреда не будет. Может быть, они выдвинут против вас ваши собственные аргументы. Что же, в таком случае так вам и надо; к тому же это доставит вам удовольствие разбить вдребезги те аргументы и, возможно, привести ваших друзей к Христу, поскольку вы свидетель того, как эти заблуждения разбились в вашем случае. Вы можете послужить средством в руке Божьей для того, чтобы сокрушить лук и на части разломить копье ваших друзей-скептиков. Не стыдитесь сознаться в прошлой глупости. Я считаю, что человек, говорящий: "Я ошибался", в действительности говорит:
"Сегодня я немножко мудрее, чем был вчера". Но тот, кто никогда не признает, что допустил ошибку, и всегда оправдывает себя, очевидно, никогда не возрастет в познании самого себя. Итак, не стыдитесь говорить:
"Я уже верую", хотя этому исповеданию и может предшествовать много сомнений.
И не стесняйтесь сказать это человеку, которого вы до сих пор огорчали. Я думаю, что на глазах той бедной женщины были слезы, когда она говорила людям: "Вы же помните, какой я была, и видите, какое изменение произошло во мне. Вы знаете, что я всегда прямо говорила о том, во что верила. Этот благословенный Человек, прочитавший мою душу, есть Христос; я знаю, что это Он. Тогда почему вы не верите тому, что я говорю о Нем?" Я бы не удивился, если бы она настойчиво просила их и умоляла поверить ее свидетельству. Теперь же, когда наконец они поверили, она заслужила, чтобы они утешили ее сердце словами: "Мы уже веруем". И хотя им пришлось добавить: "Не по твоим речам", эта оговорка не огорчала ее. "Ах! - отвечала она,- если только вы веруете, мне все равно, как вы достигли этого счастливого состояния. Я была бы рада, если бы Бог использовал мои слова, чтобы привести вас к вере; но, поскольку Он благословил слова великого Проповедника - самого Господа и Учителя, я еще больше радуюсь этому, потому что вся слава будет принадлежать Ему. Но пока вы веруете, вы приносите радость моему сердцу".
Некоторым из вас, дорогие друзья, я уже долгое время проповедую напрасно; и знает Бог, что, когда мне приходилось стоять в стороне, я часто испытывал в сердце святую радость при мысли, что Бог благословит человека, проповедующего вместо меня, и коснется некоторых из тех, кто не был обращен моим служением. Временами, когда я жаждал быть ловцом душ, но от боли не мог даже стоять на ногах и вынужден быть лежать в постели, я надеялся, что какой-либо другой рыболов бросит наживку лучше меня и что вы примете ее от него, хотя часто не хотели принять от меня. А когда вы проявляете желание присоединиться к церкви и говорите мне: "Брат, мы веруем, но мы уверовали через служение Фуллертона и Смита", или: "через уроки в воскресной школе", или же: "Мы уверовали благодаря кому-то, кто говорил с нами в церкви",- я уверен, что так же рад и счастлив, как если бы вы сказали мне, что нашли Господа через мое свидетельство.
Я поистине рад быть орудием для спасения душ; но все же, если вы спасены, то орудие, посредством которого достигнут этот благословенный результат, в конце концов, очень незначительная вещь. Только когда вы действительно уверуете в нашего Господа Иисуса Христа, не забудьте сказать об этом нам, потому что мы оплакивали вас и молились о вас. Когда вы обращены, то сказать человеку, которого Бог удостоил быть вашим духовным родителем: "Мы уже веруем", будет только справедливым и честным вознаграждением. Поступая так, вы укрепите и ободрите его продолжать труд еще упорнее, чем прежде. Быть может, вы даже предотвратите жестокое разочарование и побудите христианина-сеятеля еще больше наполнять свою руку и сеять семя более усердно, потому что он будет знать, что трудился не напрасно и потратил силу не даром.
Я хочу, чтобы вы также заметили, что это провозглашение веры было весьма безотлагательным. Господь Иисус Христос пробыл в том месте всего лишь два дня, поэтому люди, сказавшие: "Мы уже веруем", наверняка засвидетельствовали об этом сразу же после того, как уверовали. Я не думаю, что люди обязаны ждать несколько месяцев, прежде чем выйти вперед и исповедать Христа. Иногда может быть мудрым, если служители и члены церкви скажут некоторым людям: "Мы желали бы немного понаблюдать за твоей жизнью, чтобы оценить тебя по плодам, прежде чем принять в общину". Возможно, сказать это даже необходимо, чтобы проверить их искренность, заставив некоторое время подождать вне церкви. Но этого не требуется от самого кандидата. Его дело - исповедать свою веру, стараться принять крещение и присоединиться к церкви как можно скорее после своего уверования в Иисуса.
Вы не найдете, что Павел ждал несколько месяцев после своего обращения, прежде чем принять крещение. В Писании не найдешь и упоминания о том, что делали в нашей стране наши праотцы: заставляли обращенных ждать целый год, чтобы увидеть их жизнь, и только потом позволяли им исповедать веру в Иисуса. Нет, нет; если вы уверовали в Него, поторапливайтесь! Следующий шаг - сказать:
"Мы уже веруем" и сказать это как можно быстрее. Если вы пришли к вере в Иисуса Христа сегодня вечером, я посоветовал бы вам найти брата-христианина и сразу рассказать ему, что вы уверовали в Иисуса. Когда рождается это драгоценное дитя Духа Божьего - вера, пусть будет известно в доме Царя, что она рождена. Такая благословенная новость возвещается в небе, ибо "так бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся".
Хотя это начальная стадия веры, не утаивайте эту радостную весть от Церкви Божьей. Скорее провозгласите: "Мы уже веруем". Какое это радостное мгновение, когда кто-то может сказать: "Я уже верую!" Это конец неопределенности; это конец царства тьмы; это конец страхам; это конец отчаянию; это проблеск надежды; это начало неба. О, какое огромное значение сокрыто в этих трех словах! Какую славу открывает бедным печальным глазам вера! Какие панорамы становятся доступными взору, когда мы можем сказать: "Мы уже веруем!"
О мои дорогие слушатели, можете ли все вы сказать: "Мы уже веруем"? Если да, то вы можете сказать больше, чем когда-либо произнес Цицерон или Демосфен при всем их красноречии. Вы искали месяцы и года? Вы были гонимы невзгодами и носились туда-сюда по морю сомнения? Теперь же бросьте свой якорь за борт, в глубины любви Иеговы; и когда вы обнаружите, что он держится, то сможете с восторгом воскликнуть: "Мы уже веруем!".
Итак, во-первых, существует провозглашение веры.
II. Во-вторых, я хочу очень коротко рассмотреть с вами РОЖДЕНИЕ ВЕРЬ! Как вера вообще приходит в людские сердца?
Согласно ясному учению Священного Писания, "вера от слышания, а слышание от слова Божия". Но вера не всегда рождается в сердце человека при помощи одного и того же средства. Она всегда плод Духа Божьего, но приходит по-разному. Одни самаряне уверовали по слову женщины; и я думаю, что в христианской церкви большое число людей получает веру силой Святого Духа благодаря личному свидетельству тех, кто уже обращен. Посмотрите, дорогие друзья, на эту женщину и ревностно используйте свое личное свидетельство для Христа. Она стала духовной матерью многих верующих самарян, а ведь это была женщина плохой репутации. О ее имени ходило плохое мнение: каждый в Сихаре, наверное, считал ее личностью, непостоянной в любви, ведущей падший образ жизни. И все же, после того как она нашла Христа, она не постеснялась рассказать о Нем своим ближним, и Бог не отказался благословить ее свидетельство.
Я считаю, что есть тысячи людей, кого никто в церкви не посвятил бы в духовный сан, но Бог посвятил их на служение; и есть много людей, которых церковь, по мнению ее членов, не могла бы использовать, но которых использует, и при том широко, великий Глава Церкви. Вы обращены от великого греха? Будьте осторожны, бодрствуйте и больше не грешите, чтобы с вами не случилось худшее; но пусть стыд о прошлом не заставит вас постыдиться исповедать Христа в настоящее время и признать, что Он сотворил с нами.
Эта бедная, падшая женщина после своего обращения стала миссионеркой Христовой в городе Си-харь. Она не была посвященной на это служение, ее не называли сестрой милосердия, она не носила необычное одеяние. Но она сразу побежала к людям, среди которых жила, возможно, к тем самым мужчинам, с которыми грешила. Она пошла рассказать, что Христос пришел к ней и дал ту живую воду, выпив которую человек больше никогда не будет жаждать.
Христианин, если никто из людей тебя не посылает, все равно иди, потому что Бог посылает тебя. Возможно, на тебя никто не возлагал рук. Но какая польза от возложения рук? Боюсь, слишком часто это всего лишь возложение пустых рук на пустые головы, так что, если никто тебя не рукополагал, иди без рукоположения во имя Того, Кто возложил на тебя Свою пронзенную руку и сказал: "Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей".
Ты спросишь: "Что мне сказать?" Пусть твоим словом будет личное свидетельство - то, что ты сам увидел, услышал, вкусил, к чему прикоснулся и что почувствовал из благого Слова Божьего. Я не думаю, что эта женщина разделила свою речь на три части, озаглавила, сделала вступление и резюме. Нет, она просто пошла к людям города и сказала: "Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?" Такой была ее маленькая проповедь. Она часто повторяла ее, снова и снова говорила свое личное свидетельство и таким образом привела жителей Сихаря к Христу.
"Иди домой,- сказал Христос одному исцеленному человеку,- иди домой к друзьям и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя". Удивительно, как привлекательна личная история. Если некоторым людям начнешь объяснять евангельские доктрины, то слушатели один за другим уйдут. Но расскажи им о том, как лично ты испытал силу Христа, и они будут слушать, как слушал гость на свадьбе, когда "старый моряк", положив руку ему на плечо, задержал его и рассказал странную легенду моря. Когда вы будете говорить о своих отношениях с Христом, о чудесах, совершенных Им в вас и для вас, о которых вы можете засвидетельствовать по той причине, что сами испытали их, вас будут внимательно слушать. Во многих случаях рождение веры происходит именно так. Мать говорит своему ребенку, муж рассказывает жене, брат - своей сестре, а чаще сестра рассказывает брату. Один пересказывает своим сотрудникам, другой рассказывает людям своего сословия в гостиной, и таким образом в результате личного свидетельства верующих в сердцах людей рождается вера.
Но, дорогие друзья, есть люди, которые никогда не обратятся таким путем. В их случае личное свидетельство явно не имеет успеха, как это было и с некоторыми из самарян. Что же тогда? Достаточно, чтобы личное свидетельство вызвало внимание к теме. Тогда, если человек мудр, он попросит время на размышление, а наш Господь Иисус всегда готов уделять внимание тем, кто обеспокоен духовными вопросами, но медлен в вере. Два дня Он оставался в Сихаре, и те из неверующих, кто был искренен, сидели у Его ног и два дня слушали Его. Что же Иисус проповедовал в течение этих двух дней? Обратитесь к Новому Завету и поищите Его проповедь. Даже самый внимательный исследователь ее не найдет, потому что ее там нет. Очень странно, что проповедь женщины записана, а о том, что проповедовал Христос, нам не сказано ни слова.
Весьма удивительно, что часто нам переданы те беседы Христа, которые не обратили никого, и ни слова не сказано о тех, которые обращали людей. Почему так? Я думаю, что Святой Дух предоставляет нам проповеди, которые были отвергнуты, для того чтобы мы увидели, что в самой проповеди не было недостатка - недостаток крылся в людях. Что же касается тех, которые были приняты, Он просто дает нам результаты, а не детальное изложение речи. Я бы предпочел говорить те проповеди, которые приводят людей к Христу, а потом забываются, чем проповедовать и каждую неделю публиковать свои проповеди и не слыхать о их результатах. К счастью, мне не приходится выбирать одну из этих альтернатив. Итак, люди, которых не убедило свидетельство женщины, были обращены, когда услышали Самого Христа.
"Но,- скажет некто,- сейчас мы не можем лично прийти к Христу". Да, я знаю, что вы не можете; но вы можете сделать что-то очень подобное. Я советую каждому человеку, считающему веру трудной вещью, внимательно прочитать четыре Евангелия и при этом просить у Святого Духа способности уверовать в то, что в них написано и открыто.
Обычно я нахожу, что наиболее сомневающиеся - это люди, не читающие Библию. Священное Писание имеет в себе огромную силу убеждать. И когда люди пропитываются им, оно вскоре проникает до самой их души. Человек говорит: "Я не могу верить", но не читает и не слушает то, во что нужно верить. Он держится подальше от него и все же говорит: "Я не могу поверить в это".
Если бы в сегодняшней газете появилось сообщение, о котором вы были бы вынуждены сказать:
"Другие, кажется, верят этому, но я почему-то не могу; я был бы очень рад поверить, но не могу",- то что бы вы сделали? Вы еще раз прочитали бы сообщение; вы обратились бы к любому другому источнику, подающему надежды на подтверждение этого факта; вы беспристрастно проверили бы всю историю для того, чтобы увидеть, правдива она или нет.
Но как мало, как очень, очень мало людей обратились к Писанию таким образом и фактически прислушались к Самому Иисусу, а потом ушли, все еще говоря: "Мы не веруем". Если они не жестокосерды, то в любом случае результат будет таким: когда они исследуют Писание и стараются узнать, что Христос делал и что говорил, Его нежная сила вскоре покорит их, и они склонятся у Его ног и поверят в Его имя. Если кто-то еще не сделал этого и остается неверующим, то он сам виновен в своем неверии, это его вина и грех. Если я не хочу изучить доказательства, то сам виноват, что не верю истине.
Вы спросите: "А какое доказательство мне изучить?" Я снова скажу: изучите сами документы; пусть Христос говорит за Себя. "Не лучше ли прочитать "Жизнь Христа"?" Послушайте: нет "Жизни Христа", дошедшей до нас, кроме той, которую написали четыре евангелиста. Все попытки описать жизнь Христа, какую бы ценность они не представляли, не являются биографией Христа. Они - чья-то идея о том, каким Он мог быть. Нам не нужна никакая другая "Жизнь Христа", чем данная нам в четырех Евангелиях. Вдохновленные Богом евангелисты рассказали все, что нам нужно желать узнать; и если вы читаете те книги - а не человеческие книги, которые написаны о них,- то я верю, что через благословение Бога Святого Духа вы еще сможете сказать вместе с самарянами: "Мы уже веруем". Да дарует Бог, чтобы было так! Часто именно таким путем рождается вера. Священное Писание - Вифлеем веры. Там рождается это благословенное дитя. И блаженны те, кто принимает и лелеет ее, чтобы она возрастала.
III. Наш последний пункт: РОСТ ВЕРЫ, или, как я назвал его, "Назарет веры". Возможно, некоторые из уверовавших самарян, говоря женщине:
"Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали", имели в виду, что сначала поверили ее словам, но спустя некоторое время выросли из той первой стадии веры и стали верить в Иисуса еще сильнее, потому что сами услышали Его.
Это - высшая форма веры. Зарождение веры похоже на паутину. Было бы трудно определить, какой маленькой вера может быть вначале. Я не сомневаюсь, что многие верят Библии потому, что родители всегда учили их, что это Слово Божье, хотя сами они никогда тщательно не исследовали данный вопрос. Некоторые сначала уверовали в истину потому, что ее проповедовал служитель. Я не стану отговаривать даже от такой формы веры, потому что ее можно уподобить очень тоненькой ниточке, которую можно привязать к нитке потолще, нитку - к веревке, а веревку - к канату, пока наконец потерпевший крушение моряк не будет таким образом спасен.
Бог может использовать для спасения людей все, что связывает их с Христом. Когда женщина сказала о нашем Господе: "Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею", боюсь, ее идея была несколько суеверной. Однако Христос не обратил на это внимания и, видя сокрытую в ней настоящую веру, позаботился о том, чтобы она жила. Не препятствуйте ничему, что ведет к вере в Христа. Как прекрасно, когда по благодати Божьей люди возрастают до тех пор, пока не могут сказать: "Я уже верю не только потому, что этому учила меня дорогая мама; я верю не только потому, что об этом проповедовал мой служитель; я верю не из-за какого-то человека; я верю потому, что сам услышал Христа и лично встретился с Ним. Теперь "я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день"".
Вера, рожденная свидетельством Самого Христа, также является более живой верой. На днях был митинг протеста против варварства, причиненного нашим братьям-евреям. Все выступающие говорили очень убежденно. Но если бы кто-либо из вас сам увидел, что произошло, и только что пришел с места тех страшных злодеяний, гарантирую, что вы выступали бы весьма страстно. Если бы вы видели, как сжигали дома людей, убивали мужчин и насиловали женщин, ваше негодование вспыхнуло бы с безудержной силой, потому что зрелище жестокостей и мерзостей повлияло бы на вас намного больше, чем только слухи о них. Итак, когда вера сама имеет дело с Христом, когда она видит прощение греха, когда она чувствует, что бремя ее беспокойства снято, когда она осознает великое обладание радостью, дарованной ей Христом,- тогда она становится поистине живой и более яркой, чем вера, опирающаяся только на свидетельство других.
Затем наша вера, становясь более живой, становится более независимой. Сегодня нам нужно больше независимых христиан. Я надеюсь, что мы растим их племя здесь; и я молюсь, чтобы мы вырастили их еще больше. Я видел молодых людей, да и пожилых тоже, которые вели себя отлично и казались превосходными христианами, пока жили здесь, среди других добросердечных верующих. Но печально видеть, что, переехав жить в деревню, они охладели сердцем, а некоторые из них даже оставили собрания в Божьем доме; и если они не полностью ушли от Христа, то все равно стали совершенно другими, чем были прежде.
Возлюбленные, если вы сами увидели Христа и поистине едины с Ним, то вы будете жить с Ним даже тогда, когда лишитесь всякого общества христиан. Посмотрите на многие дома наших лондонских улиц. Если бы какой-то великан вынул один из них из середины ряда, то все другие упали бы: они стоят только потому, что опираются друг на друга. Но христиане должны стоять особняком. Нет, полуособняком, ибо они должны быть соединены с Христом; но пребывающая в них Его живая вера должна помочь им стоять не опираясь на других людей.
Такой вид веры переходит за пределы первоначальной веры, она. расширилась. Будьте добры, загляните в главу, и вы заметите: все, что женщина смогла сказать людям, сводилось к следующему: "Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?" Но эти люди узнали больше, чем только это, потому что послушали Самого Иисуса. Сначала их удивляло, что Он, будучи иудеем, печется о них; но мало-помалу до них дошло, что Он пришел спасти не только иудеев, и они сказали: "Мы сами услышали Его и знаем, что Он и в самом деле Спаситель мира Христос". Ах, когда они поняли, что этот Христос - не только Христос иудеев, но и самарян, что Он - Христос и язычников, Спаситель грешников по всему миру, их вера стала величественной, обширной!
Пусть же ваша и моя вера, дорогие друзья, расширяется! Будем же веровать для других! Будем же надеяться для других! Да наполнит наши сердца желание видеть, как спасение Божье простирается до самых концов земли. Движимые этой верой, будем идти и искать погибших овец, чтобы привести их к великому Пастырю, Который окружит их безопасностью и Своей нежной заботой! Будем же так близко ко Христу, чтобы уловить Его дух, чтобы наша вера возрастала, а наша любовь ко всем святым умножалась.
Пусть Господь дарует нам Свое благословение ради Иисуса! Аминь